История ковроткачества — когда появился первый ковер?
Оглавление:
Ковроткачество — это производство ковровых изделий, которые предназначены преимущественно для оформления полов, стен. Как правило, ковром называется художественное полотно, которое выполнено из различных текстильных материалов разнообразных цветов. До появления современных технологий, такие вещи были исключительно утилитарными — для утепления полов и стен дома. Впоследствии, они стали считаться истинными произведениями искусства. Наличие ковровых покрытий в доме — признак высокого статуса его владельца, как в наше время, так и в прошлые столетия.
Когда появились ковры?
Данные археологических раскопок говорят об обширном распространении орнаментированного текстиля на территории Египта еще в XIV веке до н. э.
Первые в истории тканые ковры датируются 14-10 веками до н. э. На территории древнего города Бени-Хассан была найдена фреска 10 века до н.э. В центре композиции была изображена самая древняя технология изготовления ковров.
Самый древний российский ковер находится в Эрмитаже — Пазырыкский ковер, чудом сохранившихся во льдах гор Алтая. Он является самым древним ворсовым ковровым изделием — около 2500 лет. Великолепная сохранность ковра позволяет в полном объеме оценить его историю создания: тщательно продуманный орнамент, аккуратно вытканные фигуры всадников, грифонов, ланей, стилизованными цветами, а также искусно выполненные силуэты лошадей и других животных.
Ковроткачество Восточных стран
Среди самых известных центров ковроделия были Персия и Турция, а позже — Индия. Период правления династии Сефевидов (XVI—XVIII вв.) называют золотым веком — именно в этот период были созданы уникальные ручные полотна. Самые красивые из них ткались в столице, которая первоначально была городом Тебризом, а затем — Исфаханом. По-прежнему эти два древних города являются основными центрами ковроткацкого дела, где по сей день иранские ковры ткут из высококачественных материалов с красивой и практичной отделкой. Традиции мусульманского мира формировались на основе особых декоративных принципов, которые были ярко выражены в ковровых полотнах.
Главное достоинство турецких ковров — экологчность, необычный дизайн и отличное качество изготовления.
Истоки ковроткачества в Дагестане уходят в глубь веков и связаны с традициями народа. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, тем самым улучшая плетение до невероятного уровня.
История ковроткачества развивается уже более двух с половиной тысяч лет. Ковер первоначально служил исключительно для практических целей — в восточных странах были придуманы специальные ковры для того, чтобы их обладатели могли быстрее построить жилище. Восточные люди использовали их как материал для обоев. Качество полотен было одним из главных критериев при оценке уровня состояния человека. Богачи имели изделия, которые были бы изготовлены из самых лучших материалов.
Когда появились ковры в Европе?
Первые ковроткацкие мастерские были открыты во Франции только в XVII веке. Затем производство было освоено в Савонери, оно принадлежало художнику Пьеру Дюпону. Там создавались полотна, которые были бы не только красивы, но и имели бы рельефную выстрижку ворса и тщательную расстановку цвета. В качестве основы использовали лучшие эскизы, которые были созданы ведущими художниками эпохи. Орнаменты имели характер рококо и неоклассицизма. При этом необходимость создания таких предприятий во Франции была обусловлена спецификой самого интерьера страны. Восточный орнамент диссонировал с интерьерами французских домов, поэтому его заменили на пышные цветы, листья, мифологию королевские атрибуты, которые гармонировали с другим декором.
Первые образцы из Савонери были предназначены лишь для королевских семей: они украшали залы Лувра, Версаля и Тюильри. В 1743 году еще одним центром ковроткачества стал город Обюссон, в котором ткали изделия, напоминающие нежные гобелены с узорчатыми цветами. Ковры созданные в Обюссоне и Савонери, являлись изысканной роскошью, признаком влияния. В настоящее время они используются для украшения интерьеров в стиле барокко и рококо.
Одним из первых производителей ковров в Средней Азии стала английско-швейцарская компания Zigler&Co, которая в 1883 году начала производство ковров ручной работы в Султанахбаде. В этом месте были созданы изделия, которые больше подходили европейскому вкусу. В цветовой гамме присутствовала сдержанность, были использованы теплые древесные оттенки. Классическая основа орнаментов интерпретировали в более свободном стиле. Традиционный ковер Зиглер стал одним из самых популярных в Англии и являлся показателем обеспеченного дома. Изделия не теряют своей актуальности и по сей день, они одни из самых популярных и узнаваемых в мире.
Как совершенствовалось и развивалось ковроткачество в мире?
Текстильные изделия с ворсом были привезены из родины ковров — Египта, в Испанию европейскими купцами. Одним из наиболее распространенных способ плетения в этой стране стал тот, при котором узлы завязывались посредством прохождения одной или нескольких нитей основы. Позднее эту технику назвали «испанским узлом». Европейские мастера применяли орнаментальные мотивы в виде смеси христианско-мусульманского и европейского традиционного орнамента. Мусульмане из Испании использовали свою технику производства, которая стала называться мадьярской.
К концу XVII века, центр производства и распространения ковровых полотен перемещается во Францию. Испанские ворсовые ткани в период переселения мусульман становятся не такими качественными. Во Франции ковры были символом королевской власти, а также священным предметом в доме у каждого уважающего себя дворянина. Ходить по изделиям могли только члены правительства. Как только закончилась династия Бурбонов, ковры стали доступны всем, кто мог позволить себе его купить. Они были роскошью, которая стоила немалых денег.
Безворсовые ковры изобретены в XVIII веке во французском городе Обюссон. По прошествии некоторого времени, очень популярным становится изготовление изделий Савонери, которые были привезены в Англию в 1779 году. А вот ткачей в этой стране было очень мало. Одним из таких людей был Томас Уитти, который в 17 веке основал одну из первых ковроткацких мастерских.
В 1839 году изобрели первый в мире жаккардовый станок. Это дало возможность ткать ковровые покрытия в больших количествах. Но в тоже время, несмотря на появление производственных изделий, полотно ручной работы оставались популярны. В наше время полотна ручной работы являются очень ценным предметом интерьера, в основном их приобретают коллекционеры и ценители прекрасного.
Современные ковры
После того как ковры стали частью интерьера, творческие люди стали экспериментировать с их дизайном на протяжении всего ХХ века. Ковровые покрытия из разных стран мира поражают разнообразием, а также позволяют создавать оригинальные дизайнерские решения.
Кроме традиционных прямоугольных форм появились круглые и овальные ковры. Сегодняшний день характеризуется балансом между традициями и новизной: в моде традиционные варианты, а также совершенно новые модели, которые появились совсем недавно. Современные немецкие дизайнеры Ян Кат и Юргес Далманнс внесли свой вклад в развитие традиционного немецкого ковра. Они превратили его в современный предмет искусства, который может быть использован для самовыражения. Однако, несмотря на кажущуюся самодостаточность и даже некоторую внешнюю независимость их работ от внешнего мира, они все еще украшение интерьера.
По мере развития технологий популярность приобретают ковровые модели машинной работы, но полотна, сотканные вручную — это всегда произведение искусства. Изменился взгляд на красоту и моду в целом, но полотна ручной работы всегда остаются почете. Невозможно не восхищаться усилием и самоотдачей, самим творческим подходом и тонкостью работы мастеров, которые делают полотна вручную.
Меняется внешний вид ковровых изделий, их орнамент и форма. Однако ковроткачество — это искусство, которое остается популярным среди дизайнеров и художников, которые вдохновляются на создание новых коллекций. Каждый стиль, направление и эпоха имеют уникальную красоту, которая непременно находит свой отклик в сердцах людей, способных оценить данное ремесло по достоинству. Современный ковер – это не только красивый элемент интерьера в доме, но и возможность создать неповторимый дизайн помещения.